К творчеству Стивена Спилберга публика (да и критика) относится по-разному. Кто-то восхищается и преклоняется, кто-то даёт более сдержанные оценки. Но даже и те, кто относится к кинопродукции оскароносного режиссёра негативно или скептически – а таких немало, – обычно соглашаются: сцена высадки морского десанта в фильме Спилберга «Спасти рядового Райана» – сцена выдающаяся и, пожалуй, непревзойдённая. И уже ради одной этой сцены не только следует смотреть указанную картину, но и вообще знакомиться с фильмографией Стивена Спилберга – вдруг снова удивит!

Действительно, сцена потрясающая! Ни отечественный кинематограф, ни западный не создал батальной сцены, хоть сколько-нибудь приближающейся к этому 20-минутному спилберговскому шедевру в начале фильма. Здесь каждый кадр продуман и выстроен, и вместе с тем не ощущается ни малейшей заданности – только лишь бессмысленная и беспощадная мясорубка великой войны!

Ловушка для Спилберга

Но парадокс заключается в том, что Спилберг, создававший эту сцену, сам того не желая, загнал себя в огромную ловушку: строго говоря, эта сцена для последующего повествования не очень-то и обязательна. В ней зритель знакомится с эпохой, с обстановкой, с главным героем картины – бывшим школьным учителем, а ныне замечательным офицером и командиром отряда рейнджеров, капитаном Джоном Миллером (Том Хэнкс) – словом, это всего лишь экспозиция, и ничего более. Затакт, если угодно! Один из затактов…

Рядовой Райан: Цена спасения 2

Завязка же киноповествования начинается чуть позже, когда капитан Миллер получает задание… Впрочем, ратные подвиги Миллера и его командное искусство неплохо показаны на всём протяжении картины.

Но хуже другое: сцена высадки десанта в Нормандии 6 июня 1944 года расположена в начале фильма, в первые минуты зритель, насмотревшись на кровавое месиво, вогнан в состояние шока и нервной дрожи – и что дальше? А дальше: понижение драматического градуса и жиденький мелодраматический киселёк. В батальной же сцене финала картины Спилберг не дотянул до себя самого, как результат – кульминация фильма находится в промежутке между третьей и двадцатой минутами экранного времени.

Царство патриотизма и мелодрамы

Первые кадры картины – во весь экран американский флаг, развевающийся на ветру на фоне ясного неба. Последние кадры, кстати, точь-в-точь такие же. Несложно себе представить, как бы поглумилась наша критика, начни и закончи свою картину так же отечественный режиссёр (такое разве что одному Михалкову простительно!). Серпастый и молоткастый кумач на весь экран! У них же этакий сусальный патриотизм в чести. Итог: пять «Оскаров» за картину. Номинаций существенно больше.

Рядовой Райан: Цена спасения 5

Вообще на протяжении всего киноповествования ловишь себя на неких невольных проекциях, все время задаёшься вопросом: а как бы это было у нас? Да и вообще: у нас такое возможно? Например, во время боя солдаты закрепляют на штык-ноже карманное зеркальце при помощи жевательной резинки – и вот вышел этакий перископ для наблюдения из укрытия за снайпером. А у нас? У нас жвачка в 1944 году? Уже смешно! У нас её и в 1970 не было!

Фабула фильма «Спасти рядового Райана» слишком хорошо известна. В семье Райанов из штата Айова в боях Второй Мировой погибли три брата. Их мать – миссис Райан получила три похоронки вкупе с тремя сложенными американскими флагами. Остался только младший брат – Джеймс Фрэнсис Райан (Мэтт Дэймон), он парашютист, в составе отряда высажен в Нормандии неизвестно где, и связь с отрядом потеряна. И вот благородный и мудрый американский штабной генерал, осенённый высоким авторитетом самого Авраама Линкольна, принимает решение послать за рядовым Райаном спасательный отряд, доставить того в штаб, а потом отправить домой. Род Райанов не должен пресечься. Отряд из восьми опытных бойцов во главе с капитаном Миллером направляется «туда, не знаю куда», на поиски безвестного рядового, это и есть новое задание капитана Миллера…

А у нас в квартире газ

Рядовой Райан: Цена спасения 7

Ох, непросто капитану Миллеру – бывшему школьному учителю – объяснять своим бойцам эту арифметику: один солдат по цене восьми! Каково это? И снова задаешься вопросом: а у нас возможно такое? У нас такое мыслимо?

Ответ отрицательный: невозможно!

В семье Епистинии Фёдоровны Степановой из Краснодарского края на войне погибли все девять её сыновей. Семья Володичкиных из нынешней Самарской области потеряла также всех девятерых сыновей: шестеро из них погибли на фронте, трое позднее умерли от полученных ран. Осетинская семья Газдановых лишилась на войне всех своих семерых сыновей.

Так что всё-таки, наверное, неправильно сопоставлять кинематографическую войну Спилберга и нашу, реальную войну. Наша всё равно страшнее, наша всё равно безжалостнее.

Но такую «арифметику» категорически не готов принимать и сам «найдёныш» Райан. Он вместе с остатками своего отряда парашютистов охраняет стратегически важный мост. Каждый боец на счету, а он на глазах своих боевых товарищей должен собирать вещички и отправляться домой? Хорошая лотерея!

Рядовой Райан: Цена спасения 3

Впервые на всём протяжении фильма капитан Миллер в растерянности. И тогда его опытный подчинённый – сержант Майкл Хорват высказывается, пожалуй, несколько дидактично, но, по сути, это ключевая фраза фильма: «Когда-нибудь мы поймем: спасая рядового Райана, мы совершили один приличный поступок на этой поганой войне».

Цена спасения

Рядовой Райан: Цена спасения 6

Фильм, как уже отмечалось, закольцован режиссёром. В наши дни постаревший Джеймс Райан вместе с пожилой супругой, с детьми и внуками посещает воинское кладбище в Кольвиль-сюр-Мер в Нормандии. Там среди прочих захоронений могила капитана Миллера. Старый ветеран, вспоминая слова умирающего капитана: «Джеймс, ты заслужил это», – задаётся вопросом, а хороший ли он человек, достойно ли прожил жизнь? И за ответом на вопрос обращается к верной своей супруге. Ответ предугадать несложно. И это, по мнению авторов фильма, и есть цена спасения рядового Райана. За подаренную ему в адском пекле войны жизнь он обязан прожить её достойно.

Слишком красиво, чтоб быть убедительным? Что ж, наверное! Но таков американский кинематограф, и таков Стивен Спилберг! Не нравится – не ешьте!