В 2010 году вышел этот необычный фильм этого необычного режиссера, к которому он шел десять лет.

Философия внедрения

Все мы задумывались о том, что такое сны, которые нам снятся: другая реальность, сложенная из пазлов дневных сюжетов, или проекция на нашу сетчатку посторонней картинки, сродни той, о которой рассказано в «Матрице»? А если так, то кто нам показывает кино по ночам, только ли нам или можно впустить в наш кинозал кого-то еще? Или он сам ворвется, не спрашивая нашего разрешения? Или войдет так, что мы его не заметим?

Об этом фильм «Начало». Впрочем, так он назывался в российском прокате, в оригинале это действо звучит как «Inception» — внедрение. В чужое сознание. Через сон. С целью внушить человеку определенную мысль, которая приведет его после пробуждения к определенным поступкам.

Приручение сна: Рецензия на фильм «Начало» 5

В жанровом отношении это фильм-ограбление «наоборот», когда не похищают вещь, но подбрасывают мысль, фильм о промышленном шпионаже и о новых технологиях, его развивающих. В философском — фильм-притча, фильм-антиутопия, фильм-предостережение и предупреждение о скорой невозможности остаться один на один со своими мыслями даже во сне, потому что не будешь знать, какие из них свои, а какие подброшены в голову методом «внедрения». Когда сон станет опасным состоянием, делающим человека беспомощным и открытым для манипулирования…

Съемки

Репутация режиссера позволила фильму быть высокобюджетным, а главному герою – сыгранным Леонардо Ди Каприо. Съемки проходили по всему миру: Япония, Англия, Франция, Марокко, США, Канада.

Приручение сна: Рецензия на фильм «Начало» 6

Герой Ди Каприо, по заданию внедряющийся в сон сына промышленного магната, со своими «коллегами» должны пройти там несколько уровней и внушить мысль, которая приведет к разрушению отцовской империи. Идея «слоеного» сна, в котором можно перескакивать из одной реальности в другую, требовала больших вложений и мастерства от всей команды, воплощающей идеи К. Нолана. К тому же режиссер требовал снять фильм как можно более реальный, не рисованный на компьютере. Конечно, без цифровых технологий обойтись было нельзя, но в большей степени кино снимали на пленку.

Декорации и спецэффекты

Декораторам и мастерам спецэффектов пришлось потрудиться в полную силу, ведь, в кадре герои оказывались в разных реальностях, и переход из одного возможного мира в другой должен был сопровождаться разрушениями одного и внезапностью другого. Разрушения требовались самые разные: от падающих в кадре предметов интерьера до возникающего на глазах зрителей крушения мироздания. В качестве причины этого хаоса нужна была имитация землетрясений, наводнений, геологических разломов, смерчей, схода снежной лавины и прочих катаклизмов. Инженеры от киноиндустрии изобретали разные способы раскачивания камеры и порчи реквизита, чтобы добиться нужного эффекта. Важно еще было обезопасить актеров, ведь они решили сниматься без дублеров. Точнее, каскадеры присутствовали на съемках, но были задействованы лишь на репетициях, после которых приходилось восстанавливать хаос и снимать то же самое с актерами. А у них задачи порой были самые неразрешимые с точки зрения гравитации: драки на стенах и потолке, под углом в 45 градусов (когда мир вокруг героев начинал резко меняться) и в полной невесомости.

Приручение сна: Рецензия на фильм «Начало»

К. Нолан говорил потом в интервью, что для причудливых интерьеров он использовал парадоксальные рисунки «странного» скандинавского художника-графика Маурица Эшера. Особенно вдохновила режиссера эшеровская бесконечная лестница, поднимаясь по которой, приходишь в точку, из которой начал движения. После долгих трудов удалось воссоздать лестницу Эшера в натуральную величину, и в кадре герои идут по бесконечной лестнице вверх и оказываются внизу – оптическая иллюзия воссоздана безупречно.

Команда

Локомотив, движущийся по городу вне рельсов и расталкивающий автомобилей, отель с вращающимися комнатами, разрушение башни в снежных горах – можно долго пересказывать и восхищаться спецэффектами и трюками, которые воплощены на экране благодаря сплоченной команде, делавшей фильм. Каждый, причастный к нему, старался придумать что-то, чтобы сделать его совершенным. Среди них – композитор Ханс Циммер (мы его знаем по музыкальному сопровождению к «Пиратам Карибского моря» и «Темного рыцаря»), который в этом фильме вывел компьютерную музыку на новый уровень, пропустив звуки музыкальных инструментов сквозь синтезаторы.

Слои

И все же фильм «Начало» поражает не только декорациями, спецэффектами, музыкой, но и внутренней реакцией на него. Идея слоистых сновидений, возможности внедряться в чужое сознание, управлять возможными мирами и разрушать их зацепит каждого. А открытый финал – крутящийся волчок – заставит надолго задуматься, в какой реальности (в каком слое) мы живем.