Афёра по-голливудски

Известен старый кинематографический парадокс: если фильм хорош, то в нём всегда сочувствуешь главному герою. Даже если моральные установки его существенно расходятся с твоими. Например, если тот – мафиози или грабитель банков. Кому сочувствуешь в «Крёстном отце»? Дону Вито Корлеоне и его сыну Мигеле Корлеоне. А никак не фэбээровцам, тщетно пытающимся пресечь преступный бизнес семьи. И дело здесь в магии кино, а вовсе не в социопатии, как это может показаться с первого взгляда.

Посему нас совершенно не должно удивлять, что в фильме Дэвида О. Рассела «Афёра по-американски» (2014) симпатии зрителя на стороне парочки мошенников – нескладного, мешковатого, с вечно зачёсанной лысиной Ирвинга Розенфельда (Кристиан Бейл) и его обворожительной подруги и подельницы Сидни Проссер (Эми Адамс), выдающей себя за английскую аристократку леди Эдит Гринсли, а не на стороне агента ФБР Ричарда Димацо (в этой роли харизматичный актёр Брэдли Купер).

Режиссёр и его кино

Дэвида Рассела, ранее снявшего такие фильмы, как «Боец» с Марком Уолбергом и Кристианом Бейлом в главных ролях и «Мой парень – псих» с Брэдли Купером и Дженнифер Лоуренс, весьма заинтересовал сценарий, в котором рассказывалась история реальной операции ФБР под кодовым наименованием «Абскам». Эту операцию Бюро проводило в 1978 году, и в результате на скамью подсудимых угодило немало коррумпированных политиков, в том числе конгрессменов и сенаторов.

Одна из криминальных схем Ирвинга Розенфельда, в которую он со временем вовлекает и Эдит (Сидни): помощь в получении банковских кредитов тем, кому обычным путём в силу разных причин банки уже отказали. Реальную помощь он никакую не оказывает, но комиссионные (причём, невозвратные) за свои «услуги» берёт довольно солидные. (Как это нам знакомо, не правда ли?) С появлением леди Эдит дела наших аферистов вовсе идут в гору. Но, как известно, и на старуху бывает проруха.

Рецензия на фильм «Афера по-американски» 8

Ещё до выхода фильма на экраны, критики назвали его главнейшим претендентом на премию «Оскар». Они почти не ошиблись: картина претендовала на эту престижную премию в десяти номинациях, но дело так и ограничилось одними номинациями. Зато были другие премии и победы. Может быть, отчасти причиной было то, что Дэвид Рассел не стал снимать «проблемное» кино, он снял криминальную комедию – кино развлекательное. Большинство персонажей фильма «с блюзом по жизни шагают», и сей факт, как оказалось, весьма импонировал кинокритикам.

Кристиан Бейл и его Розенфельд

Критики весьма высоко оценили исполнение Дженнифер Лоуренс роли жены Розенфельда – Розалин. Конченая стерва Розалин, своим болтливым языком едва не подведшая под монастырь Ирвинга, по неосторожности влипшего в фэбээровско-мафиозные разборки, действительно хороша (в том смысле, что поражаешься его терпению: другой убил бы, а этот не только терпит, но даже полностью содержит и её саму, и её сына от первого брака)! Хороша, но всё ж исполнение Дженнифер Лоуренс не вполне свободно от некоторых киноштампов. Но вот кто своей игрой по-настоящему «делает» фильм, так это Бейл.

Рецензия на фильм «Афера по-американски» 9

Кристиан Бейл в «Афёре по-американски» преобразился невероятным образом. Он практически неузнаваем. Чтобы перевоплотиться больше, ему, наверное, следовало бы играть в маске. Бейл вообще известен жестокими экспериментами над своим телом. В фильме «Машинист» он похудел почти на 30 кило, худел он и в фильмах «Спасительный рассвет» и «Боец». В «Афёре по-американски» же он, напротив, набрал пару десятков килограммов, у него там изрядное пузо и ничего общего со спортивным, подтянутым Бэтменом из трилогии Кристофера Нолана.

Рецензия на фильм «Афера по-американски» 10

Роль Ирвинга Розенфельда – это роль антисупермена. Но при всём при том он вовсе не лишён своеобразного шарма. Без коего, в конце концов, и невозможно сделаться мошенником такого высокого полёта, каким является Ирвинг Розенфельд.

Старухи и их прорухи

Вернемся же к старухе с её прорухой, то есть к Розенфельду с его «кредитным» бизнесом. Однажды клиентом Ирвинга и леди Эдит становится кудрявый, разбитной Ричи, а через несколько минут ворвавшиеся федеральные агенты уже совали в лица сладкой криминальной парочки ордера на арест. Потом последовало довольно жёсткое выкручиванье рук. Условия Ричи ставит конкретные: сдаёте нам четыре крупных «цели» – освобождаетесь от уголовной ответственности. В качестве «целей» годятся нечистоплотные бизнесмены, чиновники, мафиози.

Рецензия на фильм «Афера по-американски» 14

Тогда-то и появляется в поле зрения мэр города Камдена Кармайн Полито. Это вполне порядочный человек, искренне радеющий о благе родного города, но Розенфельд убеждает его в том, что «не подмажешь – не поедешь». Карусель крутится, на сцене появляются продажные политики, липовый арабский шейх, жуткий мафиози Виктор Телледжо (Роберт де Ниро). А демонический Ричи Димацо всё закручивает гайки…

Фильм и его хеппи-энд

И в конце концов он срывает резьбу. Розенфельда угнетает незавидная судьба мэра Полито, с которым они успели сдружиться и которому светит реальный срок, его беспокоит собственная судьба и судьба его близких после того, как Телледжо и его подручные узнают, в какую афёру были вовлечены, его беспокоят попытки Ричи соблазнить его девушку – «леди Эдит». И тогда он разыгрывает своего «туза в рукаве».

Он – аферист от бога – неужто не сумеет обвести вокруг пальца какого-то незадачливого, спесивого Ричи?! Комбинация его проста до гениальности. Чтоб накрыть крупную рыбу Телледжо, на чём настаивает Ричи, нужно перевести два миллиона федеральных денег на счёт этого старого криминального босса. Но Телледжо делами не занимается сам. Для этого у него есть адвокат. Наша криминальная парочка вместе с Ричи идут к этому адвокату, и Ричи по совету Розенфельда переводит деньги.

Рецензия на фильм «Афера по-американски» 12

Чуть позже выясняется, правда, что счёт подставной, что роль адвоката разыграл давний знакомый Розенфельда и что… может, два миллиона хапнул сам Ричи? Позже Розенфельд всё-таки вернул деньги в обмен на снижение срока мэру Полито. Ричи изгнали из ФБР, Розенфельд же с «леди Эдит» и взятым на воспитание сыном его жены Розалин уехали далеко-далеко и занялись бизнесом сравнительно честным: продажей поддельных картин великих мастеров прошлого и современности…

«Каждый видит только то, что он хочет видеть», – говорит Розенфельд. И эти слова, быть может, относятся не только к его новому бизнесу, но и к самому фильму «Афёра по-американски» и его зрителям.