Производственный сериал

Понятие «производственный фильм» историками и теоретиками кино связывается «с художественным отображением в кинематографе (преимущественно — в СССР) социальных отношений участников сферы промышленного (сельскохозяйственного, ресурсо-добывающего и т. д.) производства» (Википедия). Думается, пора менять это представление, ведь само понимание «производства» давно уже вышло за рамки работы, основанной на использовании продукции тяжелого машиностроения. Фильмы и сериалы о врачах, педагогах, офисных работниках, политиках во многом посвящают зрителя в тот или иной производственный процесс. В конце концов, любимые многими детективы – это тоже производственные фильмы и книги.

В последние десятилетия мировой кинематограф открывает нам рабочие подробности многих профессий, а привнесенные элементы других жанров – драмы, триллера, байопика и др. – делают эти фильмы высокорейтинговыми и достойными наград. Юриспруденция – одна из профессиональных сфер, к которой часто обращается кинематограф. Адвокатская же деятельность интересна всем, ибо «от сумы да от тюрьмы не зарекайся». Один из последних телесериалов об адвокатах – «Как избежать наказания за убийство» – вызвал широкий резонанс у зрителей. Этот «юридический триллер» (так официально обозначен его жанр) – результат сотрудничества американских сценаристов, продюсеров и режиссеров Питера Ноуолка и Шонды Раймс.

Морально-аморальная составляющая

Профессия адвоката появилась еще в Античности и основывалась на ораторском искусстве. В суде выигрывал тот оратор, который красивее подавал историю преступления и убеждал собравшихся в невиновности подозреваемого в нем. В наше время это весьма прибыльная профессия при высоком уровне не только ораторского мастерства, но и навыков манипулирования уликами и свидетелями.

«В зале суда нет правды, есть только ваша версия против версии других. Так система правосудия и работает, она не решает, что правильно или справедливо, правым признают того, кто убедит!» Эти слова произносит главная героиня сериала – адвокат и профессор Аннализа Киттинг, чья адвокатская практика гармонично сочетается с преподаванием в университете дисциплины «Как избежать наказания за убийство». Точнее, этими словами педагог открывает курс, и они становятся лейтмотивом всего сериала.

Аннализа – сильная, жёсткая (а порой и жестокая) женщина, профессионал высокого уровня, для неё как адвоката важно любыми способами добиться оправдания своих клиентов, как педагога – научить своих учеников всем этим способам, заставить их расти в профессиональном плане, не зубря учебники и не повторяя действий учителя, а сталкиваясь с реальными проблемами и самостоятельно находя верные (для себя, естественно) решения. Название её дисциплины – это не вопрос, а последовательно разворачивающееся руководство по выпутыванию из очень сложных, с точки зрения юридической составляющей, ситуаций. И конечно, по законам жанра, таковые из учебных превращаются в жизненные. Причём не только для учеников Аннализы, но в первую очередь для неё самой.

Сериал-кроссворд

Итак, Аннализа отбирает на вверенном ей курсе только что поступивших на юрфак пять студентов, двух девушек и троих юношей, и делает их своими помощниками в адвокатской фирме. Такая вот производственная практика с первых дней учёбы. Они молоды, умны, полны амбиций и желания настоящей работы. Изначально не являясь друзьями, они много времени проводят вместе, обсуждая порученные профессором Киттинг дела, а потом уже и способы избежать наказания за убийство, к которому оказались причастны. И тут они раскрываются с другой стороны: становятся хитры и коварны, способными на обман и подставу, их логический склад ума и блестящая эрудиция работает отнюдь не на выявление правды, они готовы на подлог улики и даже убийство (сколько их в сериале!).

Сюжет сериала разворачивается одновременно в двух направлениях: по вертикали и по горизонтали. Поскольку уже в названии заложена детективная линия, настраивающая на разгадывание, то сериал по мере просмотра серий всё более походит на кроссворд.

По горизонтали представлен адвокатский процедуал, то есть в каждой серии есть отдельная история, на примере которой зритель наблюдает работу адвоката и его команды в деле. Показаны ситуации, связанные с преступлениями разного калибра, разбор дел, поиск улик, встреча со свидетелями, ведение защиты в зале суда и проч. Эти отдельные сюжеты сами по себе интересны с позиции виновен-невиновен, ибо зрители, как и присутствующие в зале суда, до последнего не знают, куда склонить свою чашу весов.

По вертикали на протяжении всего сериала разворачивается история самой Аннализы и её команды, замешанных в убийстве. А вот главная загадка – кто из них убийца? – опять же по законам жанра, будет разгадана в последней серии, а затем возникнет новая, выводящая сериал на новый сезон.

Всё очень сложно

«Вертикальная» загадка сериала держит в напряжении, ибо в нём практически нет «воды»: герои постоянно что-то делают – изучают, бегут, едут, обсуждают, что надо предпринять, чтобы … (смотри название сериала). Нет пространных рассуждений, пустых диалогов, длиннот, во время которых герои долго идут или смотрят куда-то. А ещё интересна игра со временем, которая всё чаще и чаще используется в кино, заставляя зрителей самостоятельно складывать общий пазл истории из предлагаемых фрагментов, и таким образом восстанавливать причинно-следственные связи.

Связавшая героев тайна вытаскивает из личных шкафов каждого скелеты, и мы узнаем тайные стороны жизни персонажей, которыми они никогда бы не похвалились даже в кругу друзей. Да и их наставница оказывается не такой уж однозначной. Чернокожей актрисе Виоле Девис было что играть, характер её героини весьма противоречив. Как и облик. Внешнее преображение главного персонажа производит такое же сильное впечатление, как и кровавые сцены. Вот она в «боевом раскрасе» в зале суда, каждый раз с новой прической и накладными ресницами, на каблуках и в шикарном костюме, подчеркивающем её рельефные формы, а вот она дома в удобной одежде и тапочках, снимает ресницы и макияж, потом парик… Перед нами обычная женщина, уставшая после работы, с проблемами в отношениях с мужем и любовником, не желающая ворошить прошлое, где и у неё есть скелеты. Отвернувшаяся от матери, она старается не вспоминать детство, сидит с бутылкой водки на столе, со слезами на щеках и с отчаянием в глазах. Она, как и её подопечные, запуталась в собственной истории и уже не понимает, какие из её поступков хорошие, а какие – плохие…

Такой вот «производственный» сериал. С хорошей картинкой, удачным музыкальным сопровождением, а для российской аудитории – с блестящим переводом и качественной озвучкой. И с одним только предупреждением: сериал насыщен любовными однополыми сценами, которые, как выясняется, порой бывают необходимы в юридическом производстве.