Примерно так звучал слоган фильма режиссера и сценариста Томаса Яна «Достучаться до небес», вышедшего в 1997 году и сразу же ставшего культовым. Название взято из песни Боба Дилана «Стучась в небесную дверь», написанной как саундтрек к другому фильму, но впоследствии признанной классикой музыкального творчества американского исполнителя. Песня имеет много кавер-версий, и одна из них, в исполнении немецкой группы, полностью звучит в финале фильма Т. Яна. Название ее и фильма можно перевести как «быть на пороге смерти».

Постучались на небеса, накачались текилой, проводили себя в последний путь…

Что может свести двух живущих в разных мирах людей? Рискового прожигателя жизни, экстравертного Мартина и правильного тихоню, интроверта Руди? Больничная палата, страшный диагноз и почти определенная вторая дата из двух самых главных в наших жизнях. Неделя, одна на двоих, без вариантов, шансов, надежд…

Это, безусловно, соединит кого угодно, сложит в одну картинку пазлы из разных наборов. Что делать: плакать, молиться? Трагические разговоры о скором конце неожиданно прерывает упавшее со стены распятие. От удара открывается дверца тумбочки и будто предлагает бутылочку текилы. Напиться перед смертью – это святое (причем в прямом смысле), решают молодые люди и устраивают поминки по себе, как бы провожая себя в последний путь.

Автомобиль, миллион в багажнике и неделя жизни 2

Это их окончательно сближает, они начинают вспоминать, что еще не успели сделать, какие впечатления от жизни не успели получить. Руди сообщает, что так и не видел моря. Как можно оказаться у порога небесных дверей, не ощутив «соленого запаха ветра, что дует с моря», не увидев красного заката? Да ТАМ все будут смеяться, когда узнают, и сочтут лохом! Теперь в одночасье ставшие друзьями смертники знают, на что дана им последняя неделя. И сбегают из больницы.

Сентиментальный боевик

Для путешествия нужен автомобиль, почему бы не угнать его со стоянки? Можно не прятать лицо от видеокамер, отсидеть все равно не получится, неделю бы продержаться непойманными. Причем не только полицейскими: в багажнике обнаруживается миллион наличными, что, конечно, очень кстати для путешественников, сбывающих своих мечты, но деньги-то явно криминальные. Ребята оказываются меж двух огней: полиция ищет нарушителей закона, гангстеры – автомобиль и миллион, предназначавшийся их боссу. Уходить сразу от двух погонь, конечно, гораздо веселее, чем химиотерапия, капельницы и скорбные взгляды окружающих.

Автомобиль, миллион в багажнике и неделя жизни 3

Сцены погонь, драк, преодоления ловушек захватывают дух. Мартин в роли Тиля Швайгера великолепен, показывая находчивого в любых ситуациях парня с быстрым умом и острым языком. Образ Руди, воплощенный Яном Йозефом Лиферсом, хорош своим развитием: он потихоньку избавляется от комплексов и начинает понимать, что рисковать – это не всегда неправильно, что жить только по правилам невозможно, а законы далеко не все совершенны. И Руди учиться действовать в опасных и – как сказали бы психологи – многозадачных ситуациях, берет в руки оружие, выручает Мартина.

«И губы жжет подруги поцелуй, пропитанный слезой…»

Уйдя от преследователей, друзья останавливаются в роскошном отеле, где наконец-то в тишине и покое составляют списки желаний. Понимая, что времени на все не хватит, они обмениваются листочками и вычеркивают строчки одну за другой, оставляя по одному желанию каждому.

Автомобиль, миллион в багажнике и неделя жизни 4

И тут выясняется, что наглый обаяшка и циничный эгоист Мартин давно хочет сделать подарок своей маме, страстной поклоннице Элвиса Пресли, такой же, какой обожаемый ею певец сделал своей матери, – розовый кадиллак. Вот такое последнее желание, кто бы ожидал! Да, и еще… Мартин тоже никогда не был у моря.

А у Руди желание неожиданно очень простое – провести ночь с двумя женщинами одновременно. Для этого герои заезжают в соответствующее заведение, которое, как оказалось, принадлежит тому самому «боссу боссов», чей миллион друзья уже почти потратили. Естественно, по законам жанра, следует встреча, криминальный авторитет в гневе, но выслушав их историю, впадает в сентиментальность, потому что сам безумно влюблен в море и знает точно: «На небе только и разговоров, что о море и закатах»… Кто бы ожидал? – спросим еще раз сами себя. А почему нет? Жанр-то у фильма – сентиментальный боевик, смотри выше.

Бояться глупо

Добрались ли Мартин и Руди до моря? А сами-то как думаете?

В финале почти полностью звучит песня, давшая название фильму. Под нее друзья бок о бок бредут по морскому берегу к воде, любуются волнами, смотрят вдаль на небеса, куда уже постучались.

Автомобиль, миллион в багажнике и неделя жизни 5

Как итог своей оканчивающейся жизни Руди произносит фразу: «Я понял: бояться глупо». Чего бояться? Нарушения правил, которые он соблюдал всю жизнь? Риска, который казался неоправданным, но принес столько впечатлений? Или это опровержение афоризма «Бойтесь своих желаний»? Последняя неделя жизни заставила отбросить страх и наполнить ускользающее время событиями и эмоциями, которых раньше не случалось и о которых даже не думалось. Текилой все началось, ею же и заканчивается: Мартин и Руди провожают себя теперь уже в самый последний путь.

Необыкновенно тихая и эмоционально сильная кульминация. Здесь многие зрители тянутся смахнуть невольно набежавшую слезу…

Послесловие

Этот фильм прославил германский кинематограф. Смачные реплики героев немецкие зрители разобрали на цитаты, подобно тому, как когда-то в СССР цитировали «Бриллиантовую руку». А когда картина была переведена и отдана в прокат других стран, ее уже цитировали на разных языках.

На родине фильм довольно долго показывали по телевизору в новогодние дни, как нашу «Иронию судьбы». Да и режиссер Томас Ян, подобно Эльдару Рязанову, любит сняться в эпизоде, в этом фильме он в крохотной роли таксиста.

В 2009 году японцы сняли ремейк «Небесные врата», сюжет, как у немцев, только главные герои – парень и девочка 14 лет.

Фильмов о неизлечимо больных много, но эта комедия положений с философским уклоном запоминается всем, кто ее посмотрел.